Орех на всю голову Звезда Голливуда Брюс Уиллис отмечает 60-летие
Писать об одном из самых известных, любимых, популярных (можно подставить какой угодно эпитет) актеров «нашей с вами современности», пускай даже поздравляя его с солидным юбилеем, – дело неблагодарное.
Его и так знают решительно все. Единственной неожиданностью может стать тот факт, что нашему Крепкому Орешку стукнуло 60! Кинематограф – величайший фокусник и обманщик, публике кажется, что такие люди никогда не постареют, ведь мы их постоянно видим на экране в лучшем виде. Кому может прийти в голову, что этот герой на самом деле уже достиг пенсионного возраста? В наших глазах он навсегда останется, пожалуй, самым крутым парнем в американском кино последних 30 лет. Но так было не всегда.
Уолтер Брюс Уиллис родился 19 марта 1955 года в западногерманском Идар-Оберштейне в семье американского солдата Дэвида Уиллиса и немки Марлен Кассель. В 1957-м семья переехала на родину его отца в штат Нью-Джерси (США). Брюс был старшим из четверых детей семейства (у него есть сестра Флоренция и два брата Давид и Роберт), и вырос в небольшом рабочем городке Кэрнис Пойнт. В детстве он сильно заикался, да к тому же, будучи левшой, имел проблемы с чистописанием, и родители определили мальчика в театральный кружок, чтобы избавить от излишней застенчивости. Актерские способности проявились у будущей звезды очень рано: сразу по окончании школы Брюс поступает в Montclair State College, а уже в 22 года отправляется в Нью-Йорк и начинает карьеру на офф-бродвейских подмостках, подрабатывая на жизнь барменом. Желание прославиться было настолько сильным, что Брюс купил крошечную квартирку в плохом районе, наводненном крысами и тараканами, жил впроголодь, перебиваясь случайными заработками, и упорно пробовался в различных театрах.
Судьба улыбнулась Уиллису классически: он был дублером в бродвейской постановке пьесы «Дурачок для любви» знаменитого драматурга и актера Сэма Шеппарда. Как это частенько описывается в театральных легендах: исполнитель главной роли заболел, Брюс сыграл в основном составе – его заметили. Знакомство с Шеппардом привело начинающего артиста, которому к тому времени было уже под тридцать, в Голливуд. В начале 80-х он снимается в эпизодических ролях в нескольких фильмах – «Первородный грех» (1980), «Вердикт» (1982). Вначале он проваливает кастинг фильма «В отчаянных поисках Сьюзан» с певицей Мадонной в главной роли. Не беда, в американской актерской гильдии десятки тысяч человек, зато он остался в голливудской обойме! В том же 1985-м из трех тысяч претендентов именно его выбирают на главную роль в телешоу Moonlighting (Детективное агентство «Лунный свет» – прим. «Ленты.ру»). Этот криминальный сериал с элементами пародии и гротеска, транслировался на телеканале ABC пять сезонов подряд (всего было снято 66 серий) и принес Уиллису первоначальную, а его партнерше Сибилл Шеперд основную известность. Кстати, в названии сериала имела место игра слов: moonlight на жаргоне – подработка или халтура. Детектив Дэвид Эддисон завоевал сердца миллионов домохозяек, и в 1987 году исполнитель получает престижную статуэтку «Эмми» и «Золотой глобус» как лучший актер сериала. Персонаж Уиллиса, обаятельный, слегка нагловатый и легкомысленный парень, тогда еще с залихватским чубом на голове, постоянно подтрунивающий над партнершей по имени Мэдди, претендовал на культовый статус, но сериал пришлось закрыть из-за ухудшавшихся отношений между актерами в реальной жизни. К тому же Уиллис страшно боялся остаться в заложниках у телевидения.
На большом экране Уиллис дебютирует в комедии Блэйка Эдвардса «Свидание вслепую» (1987) с Ким Бэйсингер. Хотя фильм провалился в прокате, Брюс свою роль сыграл превосходно и остался в шаге от попадания в элитный список голливудских актеров (правда его долгое время считали комиком). Но в следующем –1988 году – случился прорыв. Джон МакТирнан вслед за своим суперуспешным «Хищником» принимает в производство сценарий по роману Родерика Торпа «Ничто не вечно» под названием Die Hard. Первоначально этот сюжет писался для продолжения «Коммандо», однако Шварценеггер отказался от роли, и сценарий был переработан под нового протагониста. В СССР в конце 80-х фильм показывали в видеосалонах под названием «Умри тяжело, но достойно», а также «Неистребимый», хотя die hard – это идиоматическое выражение, которое применяется по отношению к кому-то чересчур упорному и несгибаемому. Сейчас франшизу Die Hard, конечно, в России иначе как «Крепкий орешек» не называют. С этого момента имя Брюса Уиллиса становится синонимом крутого парня на экране по всему миру. Актер получает гонорар в невероятной для того времени сумме – 5 миллионов долларов – за роль полицейского Джона МакКлейна и прочно занимает нишу героев кинобоевиков наряду со Шварцем, Чаком и Слаем. Кстати, Брюс был лишь пятым по счету кандидатом на получение роли МакКлейна.
Однако любовь зрителя к Брюсу базировалась вовсе не на любовании внешностью (она, конечно, была и остается безупречной для данного амплуа) и повадками крутого чувака, а скорее на его обаянии и чувстве юмора. Хотя популярность Уиллиса неразрывно связана с образом супергероя, актер никогда не боялся экспериментировать и пробовать себя в самых разнообразных жанрах. В 1991 году выходит комедийный боевик «Гудзонский ястреб» с бюджетом в 60 миллионов долларов, который полностью провалился в прокате, но придал Уиллису шарма, так как актер поучаствовал в написании сценария, да и фильм впоследствии был оценен довольно высоко. Коммерческие интересы никогда не были приоритетом для Брюса. В 1994-м Роберт Земекис разродился очередным шедевром «Смерть ей к лицу», где актер играет своего героического антипода – пластического хирурга. Фильм с Мэрил Стрип и Голди Хоун зарабатывает не деньги, а очки в копилку и создает у голливудских продюсеров представление, что они имеют дело не с тупой горой мышц, а с обаяшкой и умницей. В том же году Уиллис упрашивает начинающего Квентина Тарантино отдать ему хотя бы второстепенную роль в «Криминальном чтиве» – и вписывает свое имя во все киноэнциклопедии блестящей линией боксера Бутча. В 1995-м он с удовольствием (безвозмездно) снимется в микроскопической роли из тарантиновской новеллы «Человек из Голливуда» в культовых «Четырех комнатах». Именно поэтому Уиллиса даже нет в титрах: согласно правилам Гильдии киноактеров артисты не имеют права работать бесплатно.
К сорока годам наступает звездный час нашего героя. Его приглашают на главные роли коммерчески успешные, прославленные и прочие выдающиеся авторы. Терри Гиллиам снимает «12 обезьян» (1995), Люк Бессон «Пятый элемент» (1997), Уолтер Хилл «Героя-одиночку» (1996). В 44 Уиллис снимется в очередном шедевральном психотриллере – дебюте индийского фантаста-мистика М. Найт Шьямалана «Шестое чувство». Вышедший в 1999 году фильм стал одним из самых успешных проектов года – шесть номинаций на «Оскара», кассовые сборы составили более 600 миллионов долларов, причем ради осуществления этого сценария актер согласился на более низкий гонорар по сравнению с обычным. В благодарность режиссер в следующем же году снял новый фильм с его участием – «Неуязвимый», где партнером был столь же стремительно набравший популярность после «Чтива» Сэмюэль Л. Джексон. С ним Уиллис уже встречался на площадке в мегауспешном «Крепком орешке-3. Возмездие» – безусловно, лучшем фильме франшизы.
В новое тысячелетие актер входит с таким шлейфом популярности, что в очередной раз слегка меняет амплуа, вернувшись к комедийному жанру. Он по-прежнему играет крутых парней, как хороших, так и не очень, например блестяще справляется с ролью наемного убийцы в фильме «Девять ярдов» (2000), а также участвует в съемках трех эпизодов популярного комедийного сериала «Друзья», за что получает очередной «Золотой глобус». Кстати, Уиллис очень хотел, чтобы вместе с ним в фильме «Девять ярдов» снимался один из «друзей» Мэттью Перри. Он звонил ему домой каждый день в течение нескольких недель, чтобы предложить роль, но Перри не было дома. В конце концов Брюс оставил Мэттью сообщение на автоответчике: «Я отрежу тебе ноги, подожгу твой дом и заставлю тебя ползать в огне с окровавленными культями». Эта фраза затем вошла в фильм.
До сего дня Брюс снимается практически беспрерывно, и среди лучших картин последнего времени с его участием можно назвать «Ангелы Чарли» (2003), «Город Грехов» (2005), «Счастливое число Слевина» (2006), «RED» (2010), «Петля времени» (2012), «Королевство полной луны» (2012).
Что касается личной жизни, ничего нового, кроме того, что и так все знают, сказать нельзя. В 2000 году после 13 лет брака актер развелся с Деми Мур, от которой у него три взрослые дочери, и женился на ужасно похожей на нее в молодости британской модели Эмме Хеминг 1978 года рождения. Хотя звездная пара долгое время считалась образцовой, Мур после развода с Брюсом неожиданно вышла замуж за юного на тот момент Эштона Кутчера, с которым тоже уже успела разойтись пару лет назад. Брюс и Дэми до сих пор сохраняют дружеские отношения, а в новом браке у Уиллиса родились еще две девочки – итого пять. Брюс – верующий лютеранин и убежденный республиканец. При этом он любит играть в казино: самый значительный проигрыш в рулетку – 117 тысяч долларов. У него есть поместье в Хэйли (штат Айдахо), где актер владеет театром, кафе и ночным клубом.
60-летний Уиллис в числе крупнейших мировых кинознаменитостей без единого «Оскара» в копилке, хотя у него давно есть именная звезда на Аллее славы в Голливуде. Говорят, Брюс следит за своим официальным сайтом и иногда его можно встретить в форуме, задать вопрос и даже получить ответ: актер появляется там под ником King B. Когда его спрашивают, о чем он больше всего жалеет в жизни, он обычно отвечает: «Я отказался от главной роли в фильме «Привидение», посчитав, что он провалится в прокате. Патрику Суэйзи тогда просто повезло. Но я уже был женат на Дэми Мур».
Никогда не знаешь, где тебе повезёт... (с) Макс Фрай Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят. El corazón que ama siempre será joven | Любящее сердце всегда будет молодым Личная страничка
Сообщение отредактировал Tonika - Четверг, 29.10.2015, 18:45
****Снявшись в колоссальном (более сотни!) количестве фильмов, львиная доля которых сделана в жанре комедийного боевика с ураганными драками и погонями, Джеки Чан стал ходячей иконой и олицетворением сумасшедшего успеха. ****Во многом его культовый статус объясняется традиционным отказом Джеки от помощи каскадеров при съемках даже самых опасных эпизодов. За эту славу актер заплатил дорогую цену – пожалуй, проще перечислить, что он себе НЕ ломал на съемках.
****Впрочем, переломы кажутся сущей мелочью, когда речь идет о жизни и смерти... В восьмидесятые годы самоотверженность Чана порой граничила с безумием. ****Список травм Джеки Чана, полученных им на съемках боевиков, поражает воображение. Даже среди профессиональных каскадеров вы не найдете ни одного бедолаги, так часто бывавшего на больничной койке. ****Самую тяжелую травму Джеки Чан получил в 1986 году, когда он оказался на грани жизни и смерти. Вот как сам актер рассказывает об этом инциденте: ****«Это случилось при съемках очень простого трюка. Я снимал «Доспехи бога» в Югославии, пытаясь прийти в себя после 20-часового воздушного перелета. Надо было всего лишь спрыгнуть со стены замка на дерево внизу. С первого раза все получилось идеально, но мне все равно казалось, что можно сделать лучше. Я попробовал снова, и каким-то образом сорвался с ветки, за которую должен был уцепиться. Бац! Я упал мимо дерева прямо на землю. Там было метров семь или восемь, в общем, довольно высоко. Под деревом стоял оператор с кинокамерой, и если бы он не отбежал в сторону, я бы свалился прямо на него. Мне не повезло, что он оказался таким проворным: упади я ему на голову, мы точно не пострадали бы сильно, со мной такое случалось много раз. Но он отбежал, и я со всего размаху ударился головой. Почва была каменистой. Один из камней пробил мою голову так, что осколки черепа врезались в мозг, а из моих глаз и ушей стала сочиться кровь.» ****«Я не потерял сознание, и все хорошо помню. Съемочная группа бросилась к телефонам, чтобы поскорее найти больницу, в которой делают операции на мозге. Через восемь часов я лег под нож. Операция прошла успешно. Я быстро поправился, но теперь у меня в черепе сбоку сквозная дыра, которая заткнута пластиковой пробкой, чтобы мозги не выпали. Я частично оглох на левое ухо, но в остальном все в порядке. Уже потом мне сказали, что у меня началось внутричерепное кровотечение, и если бы меня не прооперировали в первые сутки, я бы гарантированно умер. Но я отнесся к этому спокойно – ведь не умер же!» ****В фильм эпизод с деревом так и не вошел. ****Голове Чана доставалось много раз, в частности, он перенес несколько десятков сотрясений мозга, полученных при разнообразных обстоятельствах. Особенно тяжелый удар настиг актера на съемках раннего фильма «Рука смерти» (1976) в самом начале карьеры – в одной из сцен Чан был нокаутирован партнером по боевой сцене, и провел без сознания несколько часов. В момент нокаута Джеки подменял одного из актеров, поскольку тогда он был, по сути дела, каскадером, лишь по счастливой случайности получившим заметную роль. ****Янг Ли Хванг, с которым Джеки Чан снимал забавную сцену боя учителя и ученика для фильма «Змея в тени орла» (1978), не был акробатом или танцором. Он был самым настоящим мастером кунг-фу, победителем многих соревнований. В этом Джеки имел несчастье убедиться в тот момент, когда Янг выбил ему зуб точнейшим ударом ноги. Само собой, это получилось случайно. ****В том же фильме имеется сцена, в которой актер Рой Хоран располосовал руку многострадального Чана острым мечом (меч должны были затупить, но забыли). Актер упал на землю, корчась от боли, но китайский оператор невозмутимо продолжал снимать, а режиссер Юэн Ву-Пинг (тот самый, что позднее поставил драки в «Матрице») столь же невозмутимо включил эти кадры в картину. ****На съемках «Пьяного мастера» (1978) молодому Джеки Чану в какой-то момент очень сильно заехали палкой в глаз. Бровь была рассечена надвое, и в больнице сказали, что актер не лишился зрения только чудом – таким сильным было повреждение. ****На съемках «Молодого мастера» (1980) Джеки Чану сломали нос, но это не было и наполовину так серьезно, как повреждение гортани. В эпизоде с удушением веревкой тренированный оппонент Джеки переборщил с усилием, горло деформировалось, и актер начал задыхаться. Понадобилась экстренная интубация. ****«Лорд дракон» (1981). Джеки Чан пропустил сильнейший удар в подбородок, отчего в кости образовалась трещина. Лицо распухло, а боль была такая, что Чан даже не мог говорить несколько дней. Это сильно помешало съемкам, поскольку Джеки не только снимался здесь в главной роли, но и являлся режиссером (его третий фильм). Актеры стали учиться понимать язык жестов, но спустя неделю Чан снова заговорил. ****Съемки были снова приостановлены, когда спустя короткое время в том же фильме Джеки Чан получил тяжелое сотрясение мозга, неудачно упав на землю с большой высоты в сцене с живой пирамидой. ****«Проект А» (1983). Во время съемки знаменитого падения с башни Джеки Чан получил одно из своих сильнейших увечий в карьере – упав с восьмиметровой высоты грудью на металлическую балку, он после этого с размаху ударился головой о землю. Итогом стали пять сломанных ребер, второй по счету перелом носа и тяжелая травма шеи с разрывом связок и потерей возможности поворачивать голову в течение трех месяцев. ****Тот неудачный дубль был третьим по счету – предыдущие два прошли вполне успешно, но Джеки сам настоял на третьей попытке, изо всех сил стараясь сделать сцену как можно лучше. В конце концов в фильм попали фрагменты из первых двух дублей, и страдания Джеки, пролежавшего почти месяц на больничной койке, и потом год сидевшего на обезболивающих из-за проблем с дыханием, оказались напрасными. ****На съемках «Покровителя» (1985) актер ударил кулаком по стальной решетке, в результате чего серьезно повредил кисть руки – четыре пальца были сломаны. Вообще пальцы он повреждает почти в каждом фильме, и любит рассказывать истории о том, как он вправляет себе суставы в промежутках между дублями. ****Один из самых чудовищных трюков в истории каскадерского ремесла был проделан Джеки Чаном безо всяких дублеров в замечательном остросюжетном фильме «Полицейская история» в 1985 году. Речь идет о знаменитом скольжении по шесту в торговом центре. Джеки Чан прыгнул на шест, и спустился по нему с высоты пятого этажа, разрывая по пути сотни электрических гирлянд, а в конце упал на павильон, проломив его насквозь. После падения Джеки бросился доигрывать сцену, и все вокруг вздохнули с облегчением, поняв, что с ним все в порядке. Но всего через несколько секунд, когда камера прекратила снимать, актер в изнеможении опустился на пол, не в силах сделать ни шага. Из больницы он выйдет через два месяца. ****Итогом сумасбродной затеи стали ожоги рук третьей степени, вывих тазовой кости (!), но самое главное – перелом седьмого и восьмого позвонка. Да, Джеки Чан сломал себе спину в этом эпизоде, и не остался парализованным исключительно потому, что он Джеки Чан. Любой другой всю жизнь потом ездил бы в инвалидном кресле и питался через трубочку. ****На фоне поврежденного позвоночника уже не так серьезно выглядит перелом бедра, который Джеки получил под самый конец съемок «Полицейской истории», спрыгнув на мраморный пол с высоты второго этажа. ****«До сих пор «Полицейская история» является моим любимым фильмом. Настоящий ураган сумасбродных трюков и кулачных боев, от которых захватывает дух. Об опасности мы не думали – когда я писал сценарий, то наоборот, старался изобрести нечто самоубийственное, и был в состоянии какой-то эйфории. Чем опаснее – тем лучше. Определенно, самый вдохновенный и бесшабашный мой фильм, и я ни секунды ни о чем не жалею.» ****«Полицейская история 2» (1988). Джеки, сидящий у барной стойки, должен был увернуться от брошенного в него массивного стула. В одном из дублей стул настиг-таки актера, и рассек его голову до кости. ****«Чудеса» (1989). Повторилась история «Пьяного мастера» – удар палкой и новое рассечение той же самой брови плюс частичная потеря зрения в левом глазу. До повреждения самого глаза осталось совсем чуть-чуть, но Джеки опять очень сильно повезло, и зрение вернулось. ****«Доспехи бога 2: Операция Кондор» (1991) «Упав с цепи на скалу, я вывихнул себе грудину. Еще одна кость, о которой я не знал, что ее можно вывихнуть, но каким-то образом я ухитрился это сделать. Иногда я поражаюсь, сколько неестественных вывихов я получил за свою актерскую карьеру.» ****«На съемках «Полицейской истории 3» (1992) я вывихнул скулу. Я даже не знал, что такое возможно!» ****Этот вывих оказался не единственным – в рискованной сцене с вертолетом, лежащим на крыше движущегося поезда, Джеки не успел уйти от удара и вывихнул плечо. ****«Городской охотник» (1992) Неудачное падение привело к... новому вывиху того самого плеча, которое только-только зажило после неудачного дубля для «Полицейской истории»! Определенно, это одна из самых болезненных комедий Джеки: во время съемок погони на скейтборде он еще и сломал себе коленную чашечку, пытаясь на ходу уцепиться за движущийся автомобиль. Это один из тех переломов, которые доставляют особенно изощренные страдания. Джеки Чан повреждал коленные чашечки в общей сложности семь раз, но этот случай оказался самым тяжелым. ****Большая неприятность произошла на съемках «Криминальной истории» (1993), когда Джеки пытался выполнить рискованный трюк, подпрыгнув за мгновение до столкновения двух машин... Он не успел сделать это вовремя, и его ноги оказались зажаты между грузовиком и микроавтобусом, что стало причиной двойного перелома. Съемки остановили на три месяца. Какой трюк Джеки бросился выполнять сразу после выхода из больницы? Все правильно, тот самый, с автомобилями. Он даже не подумал отказаться от него. ****Джеки Чан довольно часто получает ожоги, но особенно туго ему пришлось, когда в одной из сцен второй части «Пьяного мастера» (1994) он бросился прямо в горящие угли, и провел в них несколько мучительных секунд. Защита оказалась недостаточной – кожа на ладонях актера сошла практически полностью. И не только на них... Эпизод с поджариванием заживо стал уникальным в своем роде, поскольку Чан оказался единственным, кто полез руками в настоящий огонь ради любви к искусству. ****Во время съемок фильма «Разборка в Бронксе» (1995) Джеки Чан получил один из тех переломов, которые дают знать о себе всю жизнь. Трюк был не так уж и сложен – от Джеки требовалось всего лишь спрыгнуть с пристани на пролетающее мимо судно на воздушной подушке. Высота не более трех метров – пустяк для ловкого Джеки. Но он не учел, что поверхность судна быстро движется относительно пристани. Не сумев сгруппироваться должным образом, актер получил перелом правой лодыжки с расщеплением костей и длительной потерей возможности передвигаться без помощи костылей. ****Это происшествие надолго отбросило назад съемочный процесс. Чтобы сэкономить время, Джеки Чан вернулся к работе с ногой в гипсе – на нее натянули чехол, раскрашенный под кроссовок, и Чан в таком виде ухитрился снять несколько сцен! ****Перелом оказался настолько тяжелым, что после него Джеки Чан больше не может использовать правую ногу при приземлении во время прыжка. Эпизод так и не пересняли. В фильм вошел довольно жуткий кадр... ****Третий раз Джеки сломал себе нос в фильме «Мистер крутой» (1996) (точнее, ему его сломали). Как и в предыдущих случаях, партнер по спаррингу промахнулся, стараясь поднести кулак как можно ближе к лицу Чана для «наибольшей достоверности». Что ж, достоверность получилась абсолютная, а момент с переломом носа был включен в финальный монтаж, поскольку Чан не потерял самообладания от слепящего удара, и... продолжил играть свою роль! Каскадер, ударивший Джеки, был потрясен силой воли своего оппонента, потому что прекрасно знал, какой силы получился этот удар. ****Носом злоключения не ограничились: в том же фильме Джеки Чан просчитался, выполняя обратное сальто, и в очередной раз повредил шею – примерно так же, как в «Проекте А». ****Начиная с середины девяностых Джеки Чан, переваливший за 40, несколько одумался, понимая, что смертельно опасные трюки, сходившие ему с рук в молодости, на сей раз могут окончиться самым плачевным образом. Кроме того, его фильмы стали намного более крупнобюджетными. Последние пятнадцать лет актер ограничивается синяками, порезами, мелкими ожогами и вывихами – все это он и за травмы-то не считает. Но большинство трюков выполняет по-прежнему сам. Даже сегодня, когда ему уже шестьдесят, Чан продолжает в том же духе. Ничего не поделаешь – репутация! ****И точно так же, как в старые добрые времена, в конце фильмов с Джеки Чаном всегда можно увидеть подборку неудачных дублей. Кстати, песни, на фоне которых идут титры, неутомимый Джеки тоже исполняет сам. У него уже вышло 20 альбомов. ****Всем, кому нравится творчество Джеки Чана, могу порекомендовать документальный фильм «Джеки Чан: Мои трюки» (Jackie Chan: My Stunts).
Никогда не знаешь, где тебе повезёт... (с) Макс Фрай Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят. El corazón que ama siempre será joven | Любящее сердце всегда будет молодым Личная страничка