ИСТОРИЯ РОК-ОПЕРЫ JESUS CHRIST SUPERSTAR
****Эндрю Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу - 26, когда они создали это монументальное произведение. До этого у них уже был опыт обращения к библейским сюжетам. В 1968 году этот творческий тандем сочинил для одной из начальных школ Лондона 15-минутную кантату под названием Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat (Иосиф и его удивительный цветастый плащ мечты). Это было произведение в легкоперевариваемом стиле поп-музыки, идея базировалась на истории "разноцветного плаща" Иосифа из Еврейской Библии, вероятно сотканного из разных лоскутков. Произведение имело успех, после первого исполнения кантаты, авторов позвали в другие школы и, поначалу предназначенное для школьных утренников, постепенно обрело форму концептуального альбома Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, который фирма Decca выпустила в 1969 году.
****Jesus Christ Superstar задумывался как рок-опера, но не ведая, где взять финансы для ее постановки на сцене, Ллойд Уэббер и Райс сделали ее в виде концептуального альбома, который согласились издать MCA Records и ее филиал в Америке - Decca.
****Что подвигло Уэббера-Райса взяться далее за тему Христа, трудно сказать, но заглядывая из сегодняшнего дня, становится очевидно, что Jesus Christ Superstar появился в нужное время и в нужном месте, отражая эпоху "flower power " - хиппи с их философией peace and love (мир и любовь). Хотя содержание рок-оперы непосредственно касается Страстной недели в жизни Христа и начинается с приготовлений к Его вхождению в Иерусалим, а заканчивается Распятием, но это произведение скорее является зеркалом контркультуры хиппи, чем иллюстрацией к Евангелиям. Дабы отмести всякие обвинения этой оперы в богохульстве и святотатстве, надо сразу отметить, что в ней речь идет не о Христе историческом и евангельском. Само название подчеркивает - перед нами Иисус Христос Суперзвезда - некий продукт современного общества.
****Тим Райс использовал для написания сюжета книгу Фултона Дж. Шина "Жизнь Христа", которая исследует параллельность в описании трех, так называемых, Синоптических Евангелий - от Матвея, Марка и Луки. В опере отражены ключевые события Страстной недели:
****- Вход Господень в Иерусалим под восторженное пение толпы "Осанна!"
****- совещание первосвященников, на котором решено уничтожить Иисуса "во благо нации"
****- предательство Иуды
****- Последняя Вечеря
****- Молитва в Гефсиманском саду и арест Христа
****- Тройное отречение Петра
****- Христос на дознании у царя Ирода и римского наместника Понтия Пилата
****- Суд Пилата под крики "Распни его!"
****- Бичевание и Распятие Христа
****Последняя тема в альбоме, инструментальная - "John Nineteen: Forty-One" - это ссылка на Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 41, где сказано: "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен." На этом Jesus Christ Superstar завершается. Тема Воскресения, как главная в миссии Иисуса и основная цель христианской религии, в этой рок-опере отсутствует.
****Опираясь на ключевые евангельские события, авторы далее драматизировали их достаточно эмоциональными подробностями, в которых исторические и евангельские личности трактуются достаточно вольно. В центре сюжета: Иуда, недовольный Иисусом; Мария Магдалена, по-женски влюбленная в Иисуса; сам Иисус - не Сын Божий, а человек, терзаемый сомнениями и страхами относительно своей миссии; Понтий Пилат - не лишенный человечности чиновник.
****Достаточно ярко выписаны другие персонажи. Например царь Иудейский, чью арию Майк д'Або исполнил в расслабленной манере рэг-тайма, остроумно подчеркнув богемный образ жизни пофигиста Ирода и его беспечный подход к глобальной проблеме, которая стала онтологической для его народа. Создается впечатление, что Мэл Гибсон, создавая образ Ирода в своей киноиконе "Страсти Христовы", опирался на эту песенку из Superstar.
****Прекрасно поет партию Симона Зилота Джон Густафсон по прозвищу Гус, который на самом деле не певец, а маститый бас-гитарист. Густафсон считается самым значительным бас-гитаристом после Пола Маккартни, вышедшим из Ливерпуля. Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера, а позже - в нескольких реинкарнациях The Ian Gillan Band. В опере Густафсон, в лице Симона Зилота, уговаривает Иисуса воспользоваться своим авторитетом и поднять восстание против римлян, гарантируя ему власть и вечную славу. Голос одного из священников исполнил под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер.
****Самая яркая женская партия, конечно же партия Марии Магдалены под названием "I Don't Know How to Love Him" (Я не знаю, как любить его) в исполнении Ивонны Эллиман, которая исполняла эту арию и в бродвейской постановке рок-оперы. Песня стала самой популярной из рок-оперы, благодаря выпуску на сорокопятке и интенсивной ротации (вплоть до наших дней) по радио.
****Необходимо отметить, что помимо сольных арий, Jesus Christ Superstar восхищает многочисленными хоровыми партиями, которые несут в опере не меньшую смысловую нагрузку. Это "Hosanna" толпы, звучащая на Вход Иисуса в Иерусалим. Это хор менял и торговцев в Храме ("The Temple"), хор больных и увечных (там же). Одну из трогательных песен альбома исполняет хор от лица апостолов в Тайной Вечере ("The Last Supper"). Одни из самых жестких партий в опере исполняются хором от лица толпы при аресте Иисуса ("The Arrest") и на Суде Пилата ("Trial Before Pilate (Including the Thirty-Nine Lashes)": "У нас нет царя, кроме Цезаря! Распни его!"
****Некоторые моменты, при всей их "апокрифичности", придали истории дополнительный драматизм - например, потрясающе проникновенная песня "Сон Пилата". Все партии Пилата в альбоме (и в бродвейском мюзикле 1971 года) исполнил американский актер и певец Барри Деннен, который в 1960-63 гг. жил в Нью-Йорке с никому еще не известной Барброй Стрейзанд и помог ей тогда сделать первые шаги в ее блистательной карьере. В конце 1960-х он уехал жить в Лондон, оказавшись в нужном месте в нужное время, чтобы попасть в исторический состав участников альбома Jesus Christ Superstar. Деннен вложил сильные эмоции в исполнение песни "Суд Пилата", где римский наместник, не найдя вины за Иисусом, тщетно пытается отговорить толпу от казни невинного.
****Сюжет часто граничит не только с апокрифичностью, но и ересью. Например, в "Тайной Вечере" ("The Last Supper") Иисус открыто при всех апостолах разоблачает Иуду в намерении предать Его и чуть не прогоняет из-за стола со словами: "Поспеши, глупец, иди и избавь меня от своих речей, я знать не хочу - Иди!" Еще большая ересь звучит в сцене самоубийства Иуды, где предатель обвиняет Бога в своем преступлении, как будто он был обязан и не мог не совершить это.
****Ересь в песне "Гефсимания" ("Gethsemane (I Only Want to Say)", где отнюдь не Сын Божий, но слабый сомневающийся человек обращается к Богу: "Убери эту чашу от меня, ибо я не хочу пробовать ее яд... Почему я должен умереть?", но в конце концов, обреченно смиряется: "Твоя воля жестока,/ но в твоих руках все карты,/ я выпью твою чашу яда,/ пригвозди меня к кресту и разбей меня/Окровавь меня/Побей, убей, забери меня - пока я не передумал." В то же время, это одна из сильнейших партий Иэна Гиллана в рок-опере, где он берет верхнюю соль с крещендо. Возможно, это одна из главных песен в жизни Иэна, где он проникновенно изобразил ситуацию Гефсимании, в которую рано или поздно попадает каждый человек.
****Вообще, не вдаваясь в спорную теологию Jesus Christ Superstar, стоит отметить несомненный факт благотворного влияния рок-оперы на многих молодых людей в мире, выросших в атеистическом окружении, для которых этот альбом оказался первым шагом на пути к Богу. Я лично знал одного молодого человека, атеиста - как положено советским людям, который, не владея толком английским языком, знал Jesus Christ Superstar наизусть, интуитивно понимая, о чем идет речь, повесил на стене плакат с Гилланом в терновом венце и рассказывал мне, что в моменты озарения крестился как перед иконой, обращаясь к неведомому Богу.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА JESUS CHRIST SUPERSTAR
****Представление о Христе в рок-опере Jesus Christ Superstar сильно навеяно культурой, или как ее чаще называют - контркультурой хиппи, а также Движением Иисуса, которое плавно родилось в конце 1960-х из движения flower power на Западном побережье. Участники движения называли себя "фрики Иисуса". Сторонников Иисуса в опере можно считать типичными фанами, а сам Иисус так и называется здесь Суперзвезда, то есть идол этих фанов. Обращение учеников к нему явно взято из "хипповой" среды: "Hey JC, JC/ You're all right by me" (Эй, Джей Си, Джей Си, ты очень клевый для меня), за что оперу часто обвиняли в "уличном языке".
****Когда Jesus Christ Superstar стал суперуспешным бродвейским мюзиклом, многие американские критики восприняли это явление с максимально возможным снобизмом. Неизвестно, насколько были искренни их заявления о "бескультурии и бесталанности", и насколько были вызваны завистью к безвестным британским юношам, "поставившим на уши" всю Америку. Музыкальный журнал Down Beat назвал Jesus Christ Superstar "образчиком дешевой халтуры, возведенной на Олимп с помощью коммерческой раскрутки".
****Вдобавок ко всему, Jesus Christ Superstar подвергся критике с религиозной точки зрения, как со стороны влиятельной в США протестантской церкви, так и со стороны иудейских общин. Даже такая богемная личность, как Билл Грэм, владелец знаменитых в рок-истории концертных залов Fillmore West в Сан-Франциско и Fillmore East в Нью-Йорке, сказал про рок-оперу, что она "граничит с богохульством и святотатством". А христиане-евангелисты пикетировали здание театра Mark Hellinger, где проходила постановка мюзикла. Главные обвинения строились на том, что опера концентрировалась на человеческой сущности Иисуса, почти исключая его божественность. Иисус был показан в опере сомневающимся в своей миссии, подверженным человеческому страху страданий и смерти, а факт Воскресения и вовсе выпал из произведения. Притчи и заповеди Христа напрочь отсутствуют в либретто. В ответ, Райс и Уэббер активно отрицали какие-либо религиозные мотивы при написании Jesus Christ Superstar, утверждая, что это абсолютно нейтральная в теологическом смысле вещь.
****И на самом деле, Иисус здесь не религиозная икона, а скорее напоминает героев поп-культуры начала 1970-х. Это измотанная и разочарованная славой знаменитость, избегающая назойливых фанов. Гибель оперного Иисуса - скорее печальное последствие собственной знаменитости, чем священная жертва. Перед нами не могущественный Бог, но измученный человек, который будучи окруженным нескончаемыми толпами больных и калек внезапно вскрикивает (голосом Гиллана): "Ох, как много вас!... И как мало меня!" Журналистка из британской газеты Guardian София Дебоик комментирует эту сцену как "выражение клаустрофобии, заработанной на славе. Это история скорее об Элвисе, чем о Спасителе человечества."
****И действительно, в этой сцене явлен не Сын Божий, в избытке обладающий безграничной любовью, но суперзвезда, переживающая явление, с которым столкнулись Битлз во времена битломании, когда им нередко оказывалось религиозное почитание.
****"Поскольку мы стали знаменитыми, к нам в гримерку все время ломились эпилептики и другие несчастные," - из воспоминаний Джон Леннона в "Анталогии Битлз", - "И нам полагалось принимать их... С ними обязательно сестра или сиделка. Они подталкивают к тебе калек, будто ты Христос, будто у тебя нимб, и ты способен исцелить их... В Штатах калек приводили за кулисы сотнями - это было неописуемо. Я не мог смотреть на них, мне приходилось отворачиваться... Мы не были жестокими. На берегах Мерси мы повидали немало горя. Но когда мать кричит: "Пожалуйста, прикоснитесь к моему сыну, быть может он снова начнет ходить!" - хочется убежать, расплакаться, отдать все, что у тебя есть."
****Джордж Харрисон подтверждал это: "Мы лишь играли рок-н-ролл, а их привозили не только в инвалидных креслах, но иногда и в кислородных палатках. На что они рассчитывали? Не знаю... Это выглядело примерно так: "Сколько их сегодня, Брайан?" Мы выходили из своей комнаты и, направляясь к сцене, буквально пробивались сквозь целую толпу этих несчастных, а они старались хотя бы коснуться нас."
****Это представление об Иисусе в опере как уставшем, мизантропичном поп-герое еще более подчеркивает тот факт, что на его роль в альбоме был взят вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. В то время Deep Purple обрели популярность с хитом "Black Night" и статус Гиллана как развязной рок-звезды в джинсах в обтяжку явно придавал альбому Jesus Christ Superstar рок-н-ролльный характер. В этом заслуга не только Гиллана, но и эмоциональное исполнение ритм-н-блюзового певца Мюррэй Хэда (в роли Иуды), блюзового вокалиста Виктора Брокса (в роли первосвященника Каиафы), бывшего вокалиста группы Manfred Mann Майка д'Або (в роли царя Ирода), а также известных сессионных рок-музыкантов: гитаристов Генри МакКаллоха, Нила Хаббарда, Криса Спеддинга, басиста Алана Спеннера и ударника Брюса Роуланда.
****В производственном смысле Jesus Christ Superstar представляет собой великолепно спродюсированный и блистательно для своего времени смикшированный рок-альбом со множеством наложений, как рок-, так и оркестровых аранжировок, густо наполненных сложными сменами ритма и тактовых размеров. В нем восхищает все: все вокальные и инструментальные партии, продуманная аранжировка, чуткое панорамирование и умное стереораспределение. В записи принимали участие 62 музыканта, два хора (один из них детский), вокальная группа The Trinidad Singers и струнный Городской Лондонский ансамбль.
****Альбом записывался в нескольких лондонских студиях: Olympic Sound Studios, Barnes, Advision Studios, Island Studios и Spot Productions Studios на высшем достижении тогдашней техники - 16-канальном магнитофоне. Запись продюсировали сами Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. Jesus Christ Superstar - пожалуй, единственный их настоящий рок-альбом - все дальнейшие работы носят более мягкий характер, представляя собой смесь из джаза, мюзикла и современной классической музыки.
РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАКТОВКА JESUS CHRIST SUPERSTAR
****Как пишет протестантский мыслитель Дэвид Чандлер, "Superstar не имеет ценности ни как возвестник Евангелия, ни в качестве исторического отчета о Страстях Христовых. События здесь видоизменены и организованы исходя из авторского вкуса скорее, чем из исторического интереса, а мотивация главных героев представляет собой чистейшую выдумку. Jesus Christ Superstar не провозглашение Евангелия и не история, однако было бы ошибкой остановиться на этом суждении. Ни то, ни другое не было целью рок-оперы. Но что именно - это важно понять, чтобы оценить ее истинное значение."
****Основной сюжет Jesus Christ Superstar построен на разочаровании апостола Христова Иуды Искариота в своем Учителе, которое наиболее ярко выражает его фраза "Too much Heaven on their minds" ("У них на уме слишком много небесного"). Опера начинается с арии Иуды и почти заканчивается такой же важной короткой арией ("Superstar") от лица уже духа Иуды. Священное Писание не оставило подробного описания характера Иуды Искариотского и даже не осветило конкретных мотивов его предательства. Пользуясь этим, Тим Райс создал свой образ Иуды в виде эдакого прагматика, сторонника иудейской секты зилотов, религиозность которых была достаточно заземленной и дышала исключительно политической борьбой за освобождение от римского владычества.
****"Иисус в Superstar - это Иисус глазами Иуды," - пишет Дэвид Чандлер, - "что делает оперу, в каком-то смысле, "Евангелием от Иуды" (если подразумевать под Иудой современного нам человека XX века, а не исторического Иуду). Опера в целом представляет собой продукт культурной перспективы, которая воплотилась в Иуде, поэтому даже когда в опере говорит Иисус, мы слышим Его слова в интерпретации Иуды... Если все слова Иисуса, переданные писателями-евангелистами, наполнены глубокого духовного значения, то Иуда, неспособный вместить в себя это значение, понимает Его слова по-своему."
****Кардинальная разница в том, что евангельский Иисус исполнен понимания Своей Крестной Миссии, а Иисус Суперзвезда дышит фатализмом. Иисус, Сын Божий спокойно отдает Себя на Кресте в руки Отца, зная, что тем самым спасает каждого человека для вечной жизни. Иисус Суперзвезда с муками обреченного смиряется со своим фатумом, как будто не ведая о конечной цели своей миссии. Авторы рок-оперы, признавая историчность Иисуса как человека, не верят в Его вторую - Божественную личность. Как сказал Тим Райс: "Мы изобразили Иисуса только человеком, отчего нам кажется, его личность только еще более выиграет."
****Резюмируя свое исследование, Дэвид Чандлер пишет, что "Jesus Christ Superstar - это выражение борьбы за веру в нашем современном мире. Он отражает фундаментальное противоречие между целью Миссии Христа и стереотипами современной цивилизации. Иисус пришел в Иерусалим, чтобы умереть, но для современного человека смерть - это поражение. "Победа" Христа в вечности сильно отличается от земного понятия "успех", которое гораздо важнее для Иуды. Он предает Иисуса потому что не может понять Его, он видит в Нем только мистика-фаталиста, который позволил эмоциям возобладать над здравым смыслом. Поэтому Иуда, с его собственными понятиями о преданности долгу и самодисциплине, предает скорее Христа, чем его "дело", как это дело видит Иуда. В этом проявляется слепота Иуды, как и всего современного общества, неспособность за злободневными заботами увидеть вечность." В лице Иуды из этой рок-оперы современная цивилизация задает вопрос Иисусу:
****Иисус Христос, Иисус Христос
****Кто ты? Что значит Твоя жертва?
ВЫХОД В СВЕТ АЛЬБОМА. ПРОЧИЕ ИНКАРНАЦИИ РОК-ОПЕРЫ
****Альбом Jesus Christ Superstar вышел в свет 27 октября 1970 года на MCA Records в Европе, на Decca Records - в США. В комплекте - две пластинки. По традиции шестидесятых, на одной пластинке совмещены 1-ая и 4-ая сторона, на второй пластинке - 2-ая и 3-я стороны. Английская и американская обложка отличаются. В США обложка выполнена в более консервативном дизайне художником Эрни Сефалу, который фактически начал, благодаря этой обложке, свою успешную карьеру. Сефалу создав фирменный логотип этого альбома, состоящий из двух ангелов. Выдержанный в строгом стиле, без лишних надписей и иллюстраций, коричневый (имитирующий тисненую кожу) двойной конверт получил в Америке название "Коричневого альбома" по аналогии с битловским "Белым альбомом". В комплекте с двумя пластинками шел 28-страничный буклет с либретто и титрами.
****Альбом быстро завоевал популярность, особенно в Америке, где уже через месяц он попал в чарты Биллборда, а к февралю 1971 поднялся на 1-ое место. С альбома были выпущены синглы - "I Don't Know How to Love Him" (Я не знаю, как любить его) - ария Марии Магдалены в исполнении Ивонны Эллиман. Она достигла 28-го места в Америке. Потом песню записала австралийская певица Хелен Редди, и ее версия стала популярнее оригинала (№ 13 в Биллборде). Большой успех имел также сингл с песней "Superstar" в исполнении Мюррей Хэда (№14).
****С успехом альбома, рок-оперу стали ставить в Америке все, кому не лень. Речь идет о неавторизованных спектаклях и концертах, постановкой которых занимались разные рок-группы или студенческие сообщества. Авторы прикрыли несколько сотен таких постановок, пока на Бродвее не началась официальная постановка рок-оперы. Премьера имела место 12 октября 1971 в театре Mark Hellinger. Постановка выдержала 720 спектаклей до июля 1973 года.
****Интересно, что первая в Европе постановка Jesus Christ Superstar состоялась на католическое Рождество 25 декабря 1971 года в Советском Союзе в г. Вильнюс, Литва. Правда, спектакль оказался единственным - власти запретили, а КГБ стал преследовать всех участников шоу. Далее, рок-опера имела победоносное шествие по всему миру, но описание этого может занять десятки страниц...
****Если же говорить об альбомах Jesus Christ Superstar, то в 1971 вышла пластинка с записью оригинального Бродвейского мюзикла, в 1972 - запись оригинального Лондонского мюзикла, затем австралийского варианта. В 1973 вышел музыкальный фильм Jesus Christ Superstar канадского кинорежиссера Нормана Джуисона, а на пластинке - его саундтрек. Дальнейшие римейки альбома выходили уже после 1993 г. вплоть до наших дней. Речь идет только об англоязычных версиях альбома, а ведь Jesus Christ Superstar выходил еще и во множестве вариантов на разных языках мира.
****Оригинальный концептуальный альбом 1970 года Jesus Christ Superstar - одна из важнейших вех в истории рок-музыки и, несомненно, входит в ее Золотой фонд. Независимо от его спорных теологических качеств, альбом представляет собой монументальную работу, которая производила и до сих пор производит глубокое впечатление на слушателя.
ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ:Ian Gillan - Jesus Christ
Murray Head - Judas Iscariot
Yvonne Elliman - Mary Magdalene
Victor Brox - Caiaphas, High Priest
Brian Keith - Annas
John Gustafson - Simon Zealotes
Barry Dennen - Pontius Pilate
Paul Davis - Peter
Mike d'Abo - King Herod